Оказывается сухой мониторинг деятельности власти может стать довольно-таким интересным занятием, расширяющим твое представление не только о власти, но и о разнообразных, порой неожиданных, способах исполнения властных полномочий.
В рамках всеукраинского мониторингового проекта мы решили изучить процесс предоставления услуг регистрации прав граждан на свое имущество( заметьте – за их же, граждан, деньги) Харьковской гордской Регистрационной службой. Несколько дней, проведенных вместе с желающими зарегистрировать свое имущество обогатили нас бесценной информацией в этой сфере и показали всю кухню предоставления данных услуг жителям города.
Казалось бы в Законе Украины от 1 июля 2004 р. «Про державну реєстрацію речових прав на нерухоме майно та їх обтяжень» (с последующими изменениями) все четко расписано, как расписаны и функции Государственной регистрационной службы Украины («Укрдержреєстр»). «Укрдержреєстр» является центральним органом исполнительной власти, который реализует свои функции через специализированные подразделения местных управлений юстиции. Именно им и поручено предоставлять данные услуги.
Итак, как же работает эта машина на местах? Насколько самостоятельны в своих действиях местные руководители, или все «диктуется» сверху?
В Харьковской службе инстркуциями и разъяснениями заклеены все окна и стены- читай и следуй.
Но не тут-то было…
Отчаяние собственников
– Ну, как же так? Вот консультант подтвердит, она говорила мне, что нужно сдать два документа с мокрой печатью, я так и сделала! – отчаяние посетительницы Регистрационной службы Харьковского городского управления юстиции Инны С. нетрудно понять.
Она сдала два документа с мокрой печатью, но решение ее вопроса отклонили по той причине, что она сдала только один. И доказать ничего она не может. Даже, если допустить, что документ каким-то образом затерялся в стенах Регистрационной службы, виноват все равно будет… посетитель.
Эх, раз, еще раз…
Каких только отчаянных историй не наслушаешься от граждан, ожидающих милости от Регистрационной службы!
Алексей П. говорит, что оформлял право собственности на гараж, а решение получил о праве собственности на… квартиру.
Марина П. принесла документы из 11-й нотариальной конторы, а ей пишут в решении о приостановлении производства по регистрации ее прав на недвижимое имущество, будто рассмотрели документы 3-й нотариальной конторы.
– Да я в третьей конторе никогда не была и дел там никаких не имела, – возмущается она.
Игорь Т. также не смог в положенный срок зарегистрировать свою квартиру, ему ответили, что на квартиру был наложен арест.
– Да не было никакого ареста, – хватается он за голову.
Выясняется, что ареста, таки, не было, но все равно гражданину придется заново собирать и подавать все документы, а затем снова ждать две недели решения своего вопроса. И не факт, что оно будет положительным.
Но настоящие испытания ждут тех, кто нуждается в государственной регистрации не одного объекта недвижимости, а нескольких. Стоять им в очереди несколько раз, ожидать 15 минут, пока идет обработка документов – несколько раз, платить – несколько раз, а если в пакете документов, по мнению чиновников, что-то «не так», переоформлять все пакеты и снова платить по принципу: эх, раз, еще раз, еще много-много раз…
Вместо двух недель процедура регистрации прав собственности может растянуться на неопределенный срок. Для сравнения: в странах Евросоюза она занимает от нескольких часов до… одного дня.
Впрочем, ускорить получение того или иного документа можно и в Украине. Стоит лишь обратиться к помощи посреднических фирм, готовых взять на себя решение ваших вопросов. По словам бывалых харьковчан, услуги частных стряпчих по регистрации недвижимости обойдутся в сумму от 500 до 1000 у.е. за один объект. А если объектов несколько? И это притом, что непосредственно в Регистрационной службе за одну подачу пакета документов с вас возьмут только 120 грн.
Реформа для людей?
Когда законодатели, реформируя систему административных услуг населению, вместо монопольного монстра – Бюро технической инвентаризации – заявили о внедрении государственных регистрационных услуг, то это было сделано из самых благих побуждений. От рядовых граждан и до Антимонопольного комитета Украины, казалось, все были недовольны организацией услуг в БТИ. Дескать, и очереди там, и цены монопольные, и сроки оформления длительные. Сегодня старый-добрый БТИ и скрупулезные, медленные, но хорошо отработанные услуги этой структуры представляются сущим раем по сравнению с тем, что граждане получили взамен. Более того, порой, только здесь можно найти недостающие для регистрации имущества или снятия с него ареста документы, ибо здесь царит порядок и сведения точны.
Теперь законодатели, принимавшие новую правовую базу (в частности, Валерий Писаренко), отмечают, что «Регистрационная служба в Харькове не в полном объеме реагирует на запросы, которые поступают от собственников, желающих переоформить права на свое имущество».
Ранее работу Регистрационной службы в Харьковской области оценила как неудовлетворительную коллегия областной государственной администрации.
Среди самых распространенных нарушений, которые носят системный характер в области, на коллегии были названы: создание препятствий путем истребования дополнительных документов, предоставление которых не предусмотрено действующим законодательством; необоснованное увеличение сроков предоставления административных услуг и сроков рассмотрения заявлений о предоставлении таких услуг; отсутствие надлежащей предварительной консультативной и разъяснительной работы с гражданами; умышленное направление субъектов обращений к частным субъектам хозяйствования для получения соответствующих разъяснений и необходимой информации на платной основе.
– Бардак, несоблюдение закона, непрозрачность, некомпетентность кадров – это прямой путь к выстраиванию абсолютно коррумпированной и непрозрачной системы выкачивания денег из населения, – сказал в своем выступлении на коллегии губернатор Михаил Добкин.
Возмущение хамством, неорганизованностью и бюрократизмом ретранслируется гражданами на местную власть, а руководители местного самоуправления вынуждены апеллировать к ведомствам, тогда как раньше могли бы оперативно сами навести порядок, вплоть до увольнения начальника, не умеющего организовать работу.
До министерства далеко…
Нельзя сказать, что в Регистрационной службе Харьковского городского управления юстиции ничего не делается для совершенствования работы с посетителями. В отделениях службы в переулке Короленко и на площади Розы Люксембург постоянно находятся наблюдатели от общественных организаций, которые следят за тем, что и как происходит. Были пресечены действия мошенников, когда некоторые граждане предлагали платные услуги по формированию очереди на прием документов. Теперь этого нет.
По словам начальника Олега Дробота, в залах службы работают веб-камеры а несколько дней назад установлена електронная запись на прием документов.
И все же работу Регистрационной службы пока нельзя сравнить с деятельностью Центра предоставления административных услуг в Харькове, который получил наивысшую оценку граждан по результатам опроса, проведенного фондом «Демократические инициативы» в 10 городах Украины.
Недавно местные власти приняли решение о передаче здания бывшего Дома быта на Салтовке под Центр оказания административных услуг, где кроме тех услуг, которые уже оказываются, будет работать регистрационная система, миграционная служба и регистрация предпринимателей-физических лиц, которые тоже передали Регистрационной службе.
Но пока так и непонятно, в чьем ведомстве останутся, к примеру, те же услуги по регистрации имущества?
– С первых же дней действий закона об административных услугах сказалась противоречивость в подходах к организации предоставления этих услуг, – уверена юрист, эксперт в области административного права Алла Онуприенко – Закон предусматривает создание специального рабочего органа, в котором предоставляются административные услуги – «Центра предоставления административных услуг» (в связи с этим в последнее время в лексикон чиновников даже вводится новая аббревиатура – «ЦНАП»). Согласно статье 12 Закона Украины «Об административных услугах» ЦНАП образуется как исполнительный орган городского или поселкового совета, а также подразделение районной государственной администрации. В ЦНАП должны работать администраторы не менее 42 часов в неделю (в том числе – по субботам) и без перерыва на обед должны вести прием граждан и предоставлять им административные услуги. А гражданин имеет возможность через обращение в ЦНАП в удобное для себя время получить административную услугу независимо от ее отрасли или ведомственной принадлежности. В этом заключается универсальный европейский подход к организации предоставления административных услуг.
В то же время, возможен и другой формат. Часть 1 статьи 9 Закона Украины «Об административных услугах» предусматривает три способа организации этого процесса: предоставление услуги непосредственно самим органом исполнительной власти; через Центр предоставления административных услуг; через Единый государственный портал административных услуг.
Такая норма закона позволяет сохранить отраслевой ведомственный характер предоставления услуг для отдельных органов исполнительной власти Украины. Это приводит к тому, что каждое ведомство может создать или сохранить свою отдельную систему взаимодействия с гражданами. И при этом далеко не всегда удается обеспечить обслуживающий характер работы чиновников.
По-этой причине некоторые центральные органы тормозят принятие очень важного постановления правительства – о перечне услуг органов исполнительной власти, которые предоставляются через ЦНАП. Практически полгода этот проект не принимается через противодействие Минюста (из-за услуг Укргосреестра).
Кроме того, препятствием для передачи некоторых услуг в ЦНАП является то, что на каждую услугу существует отдельный закон, и далеко не всегда его нормы позволяют реализовать все преимущества, которые дает законодательство Украины об административных услугах. В этой связи государственная регистрация имущественных прав через ЦНАП пока невозможна и требует изменения законодательства.
Таким образом можно сделать вывод, что при создании Регистрационной службы не были учтены предложения ни мэров городов, ни органов местного самоуправления, ни наконец, самой громады, ради которой это все и затевалось. К сожалению, такая ситуация не только в Харькове, а в целом по Украине – вместо расширения прав местного самоуправления на практике имеет место прямо противоположная тенденция: полномочия у местных властей изымаются и передаются государственным ведомствам. Организация деятельности ведомственных подразделений органов власти зависит прежде всего от чиновников в Киеве и местное самоуправление повлиять на ситуацию практически не может. И теперь, как всегда и во всем в последнее время, только от решения главы государства зависит, будут ли в ЦНАП предоставляться все административные услуги, необходимые гражданам и бизнесу.
А пока что успешность и удобство предоставления услуг для граждан по- прежнему зависит исключительно от организационных способностей отдельных чиновников.
Ольга Мирошник, директор Фонда местной демократии, руководитель всеукраинского проекта мониторинга административных услуг